1. Пируэт (полупируэт) – это поворот на 360 градусов (180 градусов), выполняемый в два следа, радиусом, равным длине лошади. Передние ноги лошади движутся вокруг ее задних ног.
2. Пируэты (полупируэты) обычно выполняются на собранном шагу или галопе, но могут также выполняться на пиаффе.
3. На пируэте (полупируэте) передние ноги и наружная задняя нога движутся вокруг внутренней задней ноги. Внутренняя задняя нога должна описывать круг как можно меньшего диаметра.
4. На каком бы аллюре ни выполнялся пируэт (полупируэт), лошадь должна быть слегка согнута в направлении поворота и оставаться “в поводу”, с сохранением легкого контакта.
Она должна выполнять поворот плавно, поддерживая постоянную каденцию и соответствующую аллюру последовательность опускания ног на землю. В течение всего движения затылок остается высшей точкой.
5. При выполнении пируэта (полупируэта) лошадь должна постоянно сохранять импульс и ни в коем случае, ни в малейшей степени, не двигаться назад или не отклоняться вбок.
6. Во время выполнения пируэта и полупируэта на галопе всадник должен сохранять легкость движения лошади, увеличивая степень сбора. Круп опущен, задние ноги хорошо подведены и демонстрируют активность и хорошее сгибание суставов. Составной частью элемента является качество галопа до пируэта и после него. Галоп должен характеризоваться повышением активности и сбора перед пируэтом и сохранением равновесия после его завершения и движения лошади вперед.
Цели пируэта и полупируэта на галопе: продемонстрировать готовность лошади поворачиваться вокруг внутренней задней ноги по маленькому радиусу, слегка согнутой в сторону поворота, сохраняя активность и правильность галопа, прямолинейность и равновесие до и после элемента и четкость галопа во время его выполнения. Во время пируэта или полупируэта на галопе судьи должны различать правильность темпов галопа, несмотря на то что диагональные ноги – внутренняя задняя, внешняя передняя – не касаются грунта одновременно.
Пируэт и полупируэт на галопе
Продемонстрировать готовность лошади исполнить поворот малого радиуса вокруг внутренней задней ноги, с небольшим сгибанием в боку в направлении поворота и с сохранением активности и четкости галопа, прямолинейность перед исполнением элемента и после него, и четкие темпы галопа во время исполнения. Когда лошадь исполняет полупируэт или пируэт на галопе судья должен видеть настоящие темпы галопа, хотя диагональные пары ног – внутренняя задняя нога-внешняя передняя – не касаются земли одновременно.
Основные моменты, которые учитываются при оценке:
- Сбор и равновесие перед пируэтом, при выполнении и после него;
- Регулярность и активность темпов галопа;
- Легкость и каденция галопа;
- Энергичность, хороший контакт и равновесие на заду;
- Размер пируэта, сгибание лошади и охотное выполнение упражнения;
- Правильное количество темпов: 6-8 при исполнении пируэта и 3-4 – полупируэта;
- Принятие контролирующих и высылающих средств управления всадника;
- Качество галопа и прямолинейность лошади перед пируэтом и после него;
- Гармония между всадником и лошадью и контроль над лошадью во время выполнения упражнения;
ОЦЕНКИ
Точность исполнения
Упражнение исполнено точно в указанном месте. На подходе к пируэту галоп остается абсолютно ритмичным, а лошадь – совершенно прямолинейной. На последних темпах перед пируэтом степень сбора заметно увеличивается, нет ни малейшего отклонения от линии, на которой должен быть выполнен пируэт. Правильное количество темпов. Радиус пируэта равен длине корпуса лошади. Внутренняя задняя нога сохраняет активность и касается земли почти в одной точке, в то время как передние ноги плавно движутся вокруг нее. На выходе из пируэта сохраняется равновесие, полный контроль и прямолинейность, без потери сбора и ритма.
Шкала подготовки
Ритм. Во время выполнения всего упражнения сохраняется превосходный галоп, соответствующий цели упражнения.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сгибается без какого-либо напряжения, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Контакт остается эластичным, лошадь хорошо принимает повод. Лошадь идет на внешний повод, сохраняя легкий контакт с внутренним, затылок остается высшей точкой. Линия лба и носа слегка впереди вертикали. Великолепное равновесие на заду.
Импульс. Чрезвычайно выразительное исполнение.
Прямолинейность. Равномерное сгибание от затылка до хвоста.
Сбор. На галопе задние ноги хорошо подведены под корпус, суставы задних ног сгибаются сильнее, круп опускается, что показывает на увеличение несущей силы задних ног и легкость переда и свободу плеч. Отличное равновесие и каденция во время всего упражнения.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Упражнение исполнено точно в указанном месте. На подходе к пируэту галоп остается абсолютно ритмичным, а лошадь – совершенно прямой. На последних нескольких темпах степень сбора заметно увеличивается, нет ни малейшего отклонения от линии, на которой должен быть выполнен пируэт. Радиус пируэта равен длине корпуса лошади. Внутренняя задняя нога сохраняет активность и касается земли почти в одной точке, в то время как передние ноги плавно движутся вокруг нее. На выходе из пируэта сохраняется равновесие, полный контроль и прямолинейность, без потери сбора и ритма. Размер пируэта может быть не таким точным, а вход и выход – не такими плавными как при исполнении на оценку 10.
Шкала подготовки
Ритм. Во время выполнения всего упражнения сохраняется очень хороший галоп, соответствующий цели упражнения.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сгибается без какого-либо напряжения, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Контакт остается эластичным, лошадь хорошо принимает повод. Лошадь идет на внешний повод, сохраняя легкий контакт с внутренним, затылок остается высшей точкой. Линия лба и носа слегка впереди вертикали. Очень хорошее равновесие на заду.
Импульс. Очень выразительное исполнение.
Прямолинейность. Равномерное сгибание от затылка до хвоста.
Сбор. На галопе задние ноги хорошо подведены под корпус, суставы задних ног сгибаются сильнее, круп опускается, что показывает на увеличение несущей силы задних ног и легкость переда и свободу плеч. Очень хорошие равновесие и каденция во время всего упражнения.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Упражнение исполнено точно в указанном месте. Качество пируэта остается хорошим, но его размер может быть несколько большим чем при исполнении на 9 и 10. Вход в пируэт и выход из него могут быть не такими плавными, и могут наблюдаться небольшие отклонения от линии движения.
Шкала подготовки
Ритм. Постоянный, четкий и ясно различимый ритм.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сгибается без какого-либо напряжения, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Контакт остается эластичным, лошадь хорошо сохраняет осанку. Хорошее равновесие.
Импульс. Во время выполнения всего упражнения поддерживается хорошая активность. На шагу активность может быть не такая высокая как при исполнении на 9 и 10.
Прямолинейность. Равномерное сгибание от затылка до хвоста.
Сбор. Задние ноги хорошо подведены под корпус, явно выражена тенденция движения “в горку”. Хорошее равновесие и каденция во время всего упражнения.
Повиновение. Нет заметного сопротивления.
Точность исполнения
Исполнено не так аккуратно как требуется для оценки 8 и более. Качество пируэта остается хорошим, но его размер может быть несколько большим. Вход в пируэт и выход из него недостаточно плавные. Может наблюдаться небольшое нарушение прямолинейности на подходе к пируэту и выходе из него. Иногда 7 ставится в случаях когда пируэт начат очень хорошо, но в конце становится слишком большим, или наоборот.
Шкала подготовки
Ритм. Постоянный и четкий ритм.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь довольно хорошо сгибается, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Лошадь идет на внешний повод, сохраняя контакт с внутренним, но затылок не всегда остается высшей точкой. Небольшое напряжение шеи.
Импульс. Необходимо больше активности.
Прямолинейность. Лошадь недостаточно выпрямлена до и после пируэта. Сгибание должно быть более равномерным.
Сбор. Необходимо показать больше сбора и лучшее равновесие.
Повиновение. Нет явного сопротивления.
Точность исполнения
Исполнено несколько рано или поздно. Исполнено не на указанной в тесте линии. Размер пируэта довольно большой (задние ноги описывают круг диаметром около 1 метра) и не круглый по форме. Может быть сам пируэт исполнен на оценку “8”, но на входе и выходе лошадь явно не прямолинейна. Количество темпов недостаточно или их слишком много.
Шкала подготовки
Ритм. Основной ритм галопа выглядит удовлетворительно, но на входе в пируэт и на выходе из него могут наблюдаться небольшие нарушения ритма.
Раскрепощение и эластичность. Недостаточная эластичность сгибания и движения.
Контакт. Затылок не является высшей точкой. Небольшая напряженность в затылке, несколько свален затылок, шея зажата. Линия носа значительно впереди вертикали или за вертикалью. Недостаточно подведены задние ноги. Слишком сильный упор во внутренний повод при недостаточно стабильном контакте с внешним.
Импульс. Недостаточно энергии и плавности, из-за чего галоп выглядит затрудненным.
Прямолинейность. Лошадь не всегда выпрямлена до пируэта и после него. Задние ноги уходят наружу. Требуется больше сгибания.
Сбор. Необходимо показать большую степень сбора. Равновесие должно быть более уверенным.
Повиновение. Лошадь подчиняется, но упражнение исполняется невыразительно. Недостаточно хорошая реакция на средства управления или произвольное исполнение упражнения. Несколько заторопленно.
Точность исполнения
Упражнение исполнено очень рано или поздно. Начато или закончено не на указанном месте. Размер пируэта большой (задние ноги лошади описывают круг диаметром около 2 метров). На подходе к пируэту или после него виден недостаток энергии или даже небольшая потеря ритма. Количество темпов явно неправильное.
Шкала подготовки
Ритм. Невозможно различить четкие темпы галопа в пируэте. Внутренняя передняя нога не полностью опирается о землю, лошадь касается грунта только зацепом е копыта.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь напряжена или двигается с прогнутой спиной. Хвостит или хвост поджат.
Контакт. Свален затылок, шея напряжена. Недостаточное равновесие на заду. Лошадь бьет головой. Лошадь упирается в повод. Контакт только с внутренним поводом.
Импульс. Недостаточно энергии, лошадь начинает растягивать рамку (терять сбор).
Прямолинейность. Сгибание не равномерное. Лошадь уходит плечом наружу.
Сбор. Недостаточно сбора и равновесия, упражнение выполнено на переду.
Повиновение. Наблюдается некоторое сопротивление. Запоздалая реакция на действия средств управления или явное опережение команд всадника.
Точность исполнения
Упражнение исполнено очень рано или поздно. Очевидное отклонение от предписанной линии. Темпы галопа правильные, но лошадь исполняет скорее маленький круг, чем пируэт, тем самым облегчая себе выполнение упражнения. Может наблюдаться потеря контроля, в результате чего лошадь делает пируэт всего в 3 или 4 темпа, меняет ногу перед пируэтом, во время или после него. Или лошадь на короткий момент теряет галоп перед пируэтом или после него. Лошадь делает поворот вокруг центра корпуса.
Шкала подготовки
Ритм. Ритм галопа явно нарушен. Лошадь меняет заднюю ногу, галоп восстанавливается через 1-2 темпа.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь закрепощена, спина провалена.
Контакт. Явное сопротивление поводу. Лошадь сильно упирается в повод. Бьет головой, сильно валит затылок. Явно идет через повод или сильно за вертикалью.
Импульс. Потеря активности.
Прямолинейность. Сгибание не показано. Лошадь согнута в обратном направлении.
Сбор. Лошадь явно на переду. Потеря равновесия.
Повиновение. Явное сопротивление. Некоторая потеря контроля во время исполнения пируэта.
Точность исполнения
Исполнено очень неаккуратно. Лошадь меняет задние ноги, крестит несколько темпов перед тем как восстановить правильный галоп. Идет длительное время контргалопом. Не только сам пируэт исполнен плохо, но лошадь совершенно искривлена на подходе к нему и после него. Явные провалы галопа, переход в рысь или шаг во время пируэта.
Шкала подготовки
Ритм. Нечеткий ритм галопа, лошадь крестит или при выполнении упражнения теряет галоп на длительное время. Внутренняя передняя нога не касается земли.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь все время очень напряжена.
Контакт. Лошадь идет перед поводом или за поводом; совершенно зажата шея.
Импульс. Полное отсутствие энергии и желания двигаться вперед.
Прямолинейность. Сгибание в обратную сторону. Лошадь очень искривлена до пируэта или после него.
Сбор. Полное отсутствие сбора. Полная потеря равновесия.
Повиновение. Грубое сопротивление средствам управления, то есть отбивание задом в ответ на действие шенкеля или шпоры. Нежелание исполнять пируэт.
Точность исполнения
В течение всего упражнения практически отсутствует галоп.
Шкала подготовки
Ритм. Совершенно нескоординированные темпы. Задние ноги стоят при выполнении пируэта. Внутренняя передняя нога не касается земли.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь чрезвычайно напряжена на протяжении всего упражнения.
Контакт. Лошадь не принимает повод либо полностью висит на поводу.
Импульс. Полное импульса.
Прямолинейность. Чрезвычайно искривлена все время. Неправильное сгибание.
Сбор. Полное отсутствие сбора.
Повиновение. Грубое неподчинение. Грубое сопротивление средствам управления, потеря контроля, нарушение аллюра, можно различить только часть упражнения..
Сильное неподчинение, потеря правильного аллюра, можно различить только небольшую часть упражнения.
Упражнение невозможно различить, или выполнено не на галопе.
7. Качество исполнения пируэтов (полупируэтов) оценивается по гибкости, легкости, каденции и равномерности, а также по четкости и плавности переходов; при оценке пируэтов и полупируэтов на галопе учитываются также равновесие, высота подъема конечностей. Пируэты (полупируэты) должны выполняться за 6-8 (для полупируэтов – 3-4) темпов.
8. Полупируэты на шагу (180 градусов) выполняются на собранном шагу с сохранением сбора в течение всего упражнения. После завершения полупируэта лошадь возвращается на исходную линию движения. Задние ноги при исполнении пируэта не перекрещиваются.
Полупируэт на шагу
Продемонстрировать готовность лошади поворачиваться вокруг внутренней задней ноги по радиусу, равному длине корпуса лошади, с небольшим сгибанием в сторону поворота, с сохранением активного четкого четырехтактного шага.
Основные моменты, которые учитываются при оценке:
- Сбор и равновесие перед полупируэтом, при выполнении и после него;
- Регулярность и активность шагов;
- Непринужденность движений, хороший контакт и равновесие;
- Размер полупируэта;
- Сгибание лошади и охотное выполнение поворота;
- Сохранение тенденции к движению вперед;
- Принятие контролирующих и высылающих средств управления всадника;
- Если требуется выполнение двух полупируэтов то они должны быть расположены симметрично. Если выполняется один полупируэт то он должен быть выполнен точно в указанном месте;
- Гармония между всадником и лошадью и контроль над лошадью во время выполнения упражнения;
ОЦЕНКИ
Точность исполнения
Упражнение исполнено точно в указанном месте. На подходе к полупируэту шаг остается абсолютно ритмичным, а лошадь – совершенно прямолинейной. На последних нескольких шагах степень сбора заметно увеличивается, нет ни малейшего отклонения от линии, на которой должен быть выполнен полупируэт. Радиус полупируэта равен длине корпуса лошади. Внутренняя задняя нога сохраняет активность и касается земли почти в одной точке, в то время как передние ноги плавно ступают вокруг нее. На выходе из полупируэта сохраняется равновесие, полный контроль и прямолинейность, без потери сбора и ритма.
Шкала подготовки
Ритм. Во время выполнения всего упражнения поддерживается превосходный четырехтактный ритм, точно совпадающий с ритмом шага до полупируэта и после него.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сгибается без какого-либо напряжения, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Контакт остается эластичным, лошадь хорошо принимает повод. Лошадь идет на внешний повод, сохраняя легкий контакт с внутренним, затылок остается высшей точкой. Линия лба и носа слегка впереди вертикали. Великолепное равновесие.
Активность. Во время выполнения всего упражнения поддерживается превосходная активность.
Прямолинейность. Равномерное сгибание от затылка до хвоста.
Сбор. На шагу задние ноги хорошо подведены под корпус, суставы задних ног сгибаются сильнее, круп опускается, что показывает на увеличение несущей силы задних ног и легкость переда и свободу плеч. Отличное равновесие во время всего упражнения.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Упражнение исполнено точно в указанном месте. На подходе к полупируэту шаг остается абсолютно ритмичным, а лошадь – совершенно прямой. На последних нескольких шагах степень сбора заметно увеличивается, нет ни малейшего отклонения от линии, на которой должен быть выполнен полупируэт. Радиус полупируэта равен длине корпуса лошади. Внутренняя задняя нога сохраняет активность и касается земли почти в одной точке, в то время как передние ноги плавно ступают вокруг нее. На выходе из полупируэта сохраняется равновесие, полный контроль и прямолинейность, без потери сбора и ритма. Размер полупируэта может быть не таким точным, а вход и выход – не такими плавными как при исполнении на оценку 10.
Шкала подготовки
Ритм. Во время выполнения всего упражнения поддерживается очень хороший, четырехтактный, ритм, точно совпадающий с ритмом шага до полупируэта и после него.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сгибается без какого-либо напряжения, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Контакт остается эластичным, лошадь хорошо принимает повод. Лошадь идет на внешний повод, сохраняя легкий контакт с внутренним, затылок остается высшей точкой. Линия лба и носа слегка впереди вертикали. Очень хорошее равновесие.
Активность. Во время выполнения всего упражнения поддерживается очень хорошая активность.
Прямолинейность. Равномерное сгибание от затылка до хвоста.
Сбор. На шагу задние ноги хорошо подведены под корпус, суставы задних ног сгибаются сильнее, круп опускается, что показывает на увеличение несущей силы задних ног и легкость переда и свободу плеч. Очень хорошее равновесие во время всего упражнения.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Упражнение исполнено точно в указанном месте. Качество полупируэта остается хорошим, но его размер может быть несколько большим чем при исполнении на 9 и 10. Вход в пируэт и выход из него могут быть не такими плавными, и могут наблюдаться небольшие отклонения от линии движения.
Шкала подготовки
Ритм. Постоянный, четкий и ясно различимый ритм.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сгибается без какого-либо напряжения, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Контакт остается эластичным, лошадь хорошо сохраняет осанку. Хорошее равновесие.
Активность. Во время выполнения всего упражнения поддерживается хорошая активность. На шагу активность может быть не такая высокая как при исполнении на 9 и 10.
Прямолинейность. Равномерное сгибание от затылка до хвоста.
Сбор. Задние ноги хорошо подведены под корпус, явно выражена тенденция движения “в горку”. Хорошее равновесие во время всего упражнения.
Повиновение. Нет заметного сопротивления.
Точность исполнения
Исполнено не так аккуратно как требуется для оценки 8 и более. Качество полупируэта остается хорошим, но его размер может быть несколько большим. Вход в пируэт и выход из него недостаточно плавные. Может наблюдаться небольшое нарушение прямолинейности на подходе к пируэту и выходе из него. Иногда 7 ставится в случаях когда пируэт начат очень хорошо, но в конце становится слишком большим, или наоборот.
Шкала подготовки
Ритм. Постоянный и четкий ритм.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь довольно хорошо сгибается, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Лошадь идет на внешний повод, сохраняя контакт с внутренним, но затылок не всегда остается высшей точкой.
Активность. Необходимо больше активности.
Прямолинейность. Лошадь недостаточно выпрямлена до и после пируэта. Сгибание должно быть более равномерным.
Сбор. Необходимо показать больше сбора и лучшее равновесие.
Повиновение. Нет явного сопротивления.
Точность исполнения
Исполнено слишком рано или слишком поздно. Размер пируэта довольно большой. Внутренняя задняя нога смещается в сторону, широко расставляя задние ноги. Пируэт скорее овальный чем круглый. Может быть сам пируэт исполнен на оценку “8”, но на входе и выходе лошадь явно не прямолинейна.
Шкала подготовки
Ритм. Основной ритм шага правильный, но необходимо больше свободы в плечах.
Раскрепощение и эластичность. Недостаточная эластичность сгибания и движения.
Контакт. Затылок не является высшей точкой. Небольшая напряженность в затылке, несколько свален затылок, шея зажата. Линия носа значительно впереди вертикали или за вертикалью. Слишком сильный упор во внутренний повод при недостаточно стабильном контакте с внешним.
Активность. Недостаточно активности, из-за чего шаг выглядит затрудненным.
Прямолинейность. Лошадь не всегда выпрямлена. Требуется больше сгибания.
Сбор. Необходимо показать большую степень сбора. Равновесие должно быть более уверенным.
Повиновение. Недостаточно хорошая реакция на средства управления.
Точность исполнения
Исполнено очень рано или поздно. Размер пируэта большой, или он неправильной формы.
Шкала подготовки
Ритм. Имеются небольшие нарушения ритма на последних одном-двух шагах перед пируэтом или после него. Во время пируэта ритм может быть недостаточно четким, или одна из задних ног останавливается.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь напряжена или двигается с прогнутой спиной. Хвостит или хвост поджат.
Контакт. Свален затылок. Затылок опущен, шея зажата. Лошадь упирается в повод. Контакт только с внутренним поводом.
Активность. Недостаточно активности, задние ноги вялые.
Прямолинейность. Мало сгибания. Сгибание не равномерное. Лошадь уходит плечом.
Сбор. Недостаточно сбора и равновесия, упражнение выполнено на переду.
Повиновение. Наблюдается некоторое сопротивление.
Точность исполнения
Исполнено очень рано или поздно. Лошадь исполняет скорее маленький круг, чем пируэт.
Шкала подготовки
Ритм. Ритм шага не четырехтактный или слишком затороплен/замедлен. Во время исполнения пируэта задние простаивают несколько шагов.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сильно закрепощена.
Контакт. Явное сопротивление поводу. Лошадь сильно упирается в повод. Бьет головой, сильно валит затылок. Явно идет через повод или сильно за вертикалью. Задние ноги отстают, лошадь не несет себя.
Активность. Потеря активности.
Прямолинейность. Сгибание не показано. Лошадь согнута в обратном направлении.
Сбор. Лошадь явно на переду. Потеря равновесия.
Повиновение. Явное сопротивление. Некоторая потеря контроля во время исполнения полупируэта.
Точность исполнения
Исполнено очень неаккуратно.
Шкала подготовки
Ритм. Неравномерные шаги, иноходь. Задние ноги простаивают несколько шагов в пируэте.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь все время очень напряжена.
Контакт. Лошадь не принимает повод.
Активность. Крайне вяло.
Прямолинейность. Сгибание в обратную сторону. Лошадь очень искривлена до пируэта или после него.
Сбор. Полное отсутствие сбора. Полная потеря равновесия.
Повиновение. Грубое сопротивление средствам управления, то есть отбивание задом в ответ на действие шенкеля или шпоры. Нежелание исполнять полупируэт.
Точность исполнения
Можно различить только часть упражнения.
Шкала подготовки
Ритм. Совершенно неравномерные шаги. Явная иноходь. Задние ноги стоят при выполнении пируэта.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь чрезвычайно напряжена на протяжении всего упражнения.
Контакт. Лошадь все время борется с поводом.
Активность. Полное отсутствие активности.
Прямолинейность. Чрезвычайно искривлена все время. Неправильное сгибание.
Сбор. Полное отсутствие сбора.
Повиновение. Лошадь не подчиняется, делает произвольные остановки. Грубое сопротивление, потеря контроля.
Можно различить только часть упражнения.
Упражнение невозможно различить, или но выполнено не на шагу.
9. Поворот на заду с шага. Молодым лошадям, которые еще не могут двигаться
собранным шагом, упражнение “поворот на заду” помогает подготовиться к работе в сборе. Поворот на заду выполняется на среднем шагу и, чтобы укоротить шаги и улучшить работу скакательных суставов задних конечностей лошади, предваряется полуодержками. При повороте на заду разрешается сделать круг большего радиуса (примерно 1/2 метра), чем при пируэте на шагу, но требования к общему уровню подготовки, включая ритм, контакт, активность и прямолинейность остаются такими же.
10. Поворот на заду, выполняемый с остановки и заканчивающийся остановкой (поворот на 180 градусов). В начале поворота разрешено сделать 1-2 шагов вперед, чтобы сохранить ритм движения. В остальном применимы те же критерии, что для поворота на заду с шага.