Полупируэт – это поворот на 180 градусов, выполняемый в два следа, радиусом, равным длине лошади. Передние ноги лошади движутся вокруг ее задних ног.
На полупируэте передние ноги и наружная задняя нога движутся вокруг внутренней задней ноги. Внутренняя задняя нога должна описывать круг как можно меньшего диаметра.
Лошадь должна быть слегка согнута в направлении поворота и оставаться “в поводу”, с сохранением легкого контакта. Она должна выполнять поворот плавно, поддерживая постоянную каденцию и соответствующую аллюру последовательность опускания ног на землю. В течение всего движения затылок остается высшей точкой.
При выполнении полупируэта лошадь должна постоянно сохранять импульс и ни в коем случае, ни в малейшей степени, не двигаться назад или не отклоняться вбок.
Во время выполнения пируэта и полупируэта на галопе всадник должен сохранять легкость движения лошади, увеличивая степень сбора. Круп опущен, задние ноги хорошо подведены и демонстрируют активность и хорошее сгибание суставов. Составной частью элемента является качество галопа до пируэта и после него. Галоп должен характеризоваться повышением активности и сбора перед пируэтом и сохранением равновесия после его завершения и движения лошади вперед.
Цель выполнения полупируэта:
Продемонстрировать готовность лошади поворачиваться вокруг внутренней задней ноги по радиусу, равному длине корпуса лошади, с небольшим сгибанием в сторону поворота, с сохранением активного четкого четырехтактного шага.
Основные моменты, которые учитываются при оценке:
- Сбор и равновесие перед полупируэтом, при выполнении и после него;
- Регулярность и активность шагов;
- Непринужденность движений, хороший контакт и равновесие;
- Размер полупируэта;
- Сгибание лошади и охотное выполнение поворота;
- Сохранение тенденции к движению вперед;
- Принятие контролирующих и высылающих средств управления всадника;
- Если требуется выполнение двух полупируэтов то они должны быть расположены симметрично. Если выполняется один полупируэт то он должен быть выполнен точно в указанном месте;
- Гармония между всадником и лошадью и контроль над лошадью во время выполнения упражнения;
ОЦЕНКИ
Точность исполнения
Упражнение исполнено точно в указанном месте. На подходе к полупируэту шаг остается абсолютно ритмичным, а лошадь – совершенно прямолинейной. На последних нескольких шагах степень сбора заметно увеличивается, нет ни малейшего отклонения от линии, на которой должен быть выполнен полупируэт. Радиус полупируэта равен длине корпуса лошади. Внутренняя задняя нога сохраняет активность и касается земли почти в одной точке, в то время как передние ноги плавно ступают вокруг нее. На выходе из полупируэта сохраняется равновесие, полный контроль и прямолинейность, без потери сбора и ритма.
Шкала подготовки
Ритм. Во время выполнения всего упражнения поддерживается превосходный четырехтактный ритм, точно совпадающий с ритмом шага до полупируэта и после него.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сгибается без какого-либо напряжения, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Контакт остается эластичным, лошадь хорошо принимает повод. Лошадь идет на внешний повод, сохраняя легкий контакт с внутренним, затылок остается высшей точкой. Линия лба и носа слегка впереди вертикали. Великолепное равновесие.
Активность. Во время выполнения всего упражнения поддерживается превосходная активность.
Прямолинейность. Равномерное сгибание от затылка до хвоста.
Сбор. На шагу задние ноги хорошо подведены под корпус, суставы задних ног сгибаются сильнее, круп опускается, что показывает на увеличение несущей силы задних ног и легкость переда и свободу плеч. Отличное равновесие во время всего упражнения.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Упражнение исполнено точно в указанном месте. На подходе к полупируэту шаг остается абсолютно ритмичным, а лошадь – совершенно прямой. На последних нескольких шагах степень сбора заметно увеличивается, нет ни малейшего отклонения от линии, на которой должен быть выполнен полупируэт. Радиус полупируэта равен длине корпуса лошади. Внутренняя задняя нога сохраняет активность и касается земли почти в одной точке, в то время как передние ноги плавно ступают вокруг нее. На выходе из полупируэта сохраняется равновесие, полный контроль и прямолинейность, без потери сбора и ритма. Размер полупируэта может быть не таким точным, а вход и выход – не такими плавными как при исполнении на оценку 10.
Шкала подготовки
Ритм. Во время выполнения всего упражнения поддерживается очень хороший, четырехтактный, ритм, точно совпадающий с ритмом шага до полупируэта и после него.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сгибается без какого-либо напряжения, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Контакт остается эластичным, лошадь хорошо принимает повод. Лошадь идет на внешний повод, сохраняя легкий контакт с внутренним, затылок остается высшей точкой. Линия лба и носа слегка впереди вертикали. Очень хорошее равновесие.
Активность. Во время выполнения всего упражнения поддерживается очень хорошая активность.
Прямолинейность. Равномерное сгибание от затылка до хвоста.
Сбор. На шагу задние ноги хорошо подведены под корпус, суставы задних ног сгибаются сильнее, круп опускается, что показывает на увеличение несущей силы задних ног и легкость переда и свободу плеч. Очень хорошее равновесие во время всего упражнения.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Упражнение исполнено точно в указанном месте. Качество полупируэта остается хорошим, но его размер может быть несколько большим чем при исполнении на 9 и 10. Вход в пируэт и выход из него могут быть не такими плавными, и могут наблюдаться небольшие отклонения от линии движения.
Шкала подготовки
Ритм. Постоянный, четкий и ясно различимый ритм.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сгибается без какого-либо напряжения, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Контакт остается эластичным, лошадь хорошо сохраняет осанку. Хорошее равновесие.
Активность. Во время выполнения всего упражнения поддерживается хорошая активность. На шагу активность может быть не такая высокая как при исполнении на 9 и 10.
Прямолинейность. Равномерное сгибание от затылка до хвоста.
Сбор. Задние ноги хорошо подведены под корпус, явно выражена тенденция движения “в горку”. Хорошее равновесие во время всего упражнения.
Повиновение. Нет заметного сопротивления.
Точность исполнения
Исполнено не так аккуратно как требуется для оценки 8 и более. Качество полупируэта остается хорошим, но его размер может быть несколько большим. Вход в пируэт и выход из него недостаточно плавные. Может наблюдаться небольшое нарушение прямолинейности на подходе к пируэту и выходе из него. Иногда 7 ставится в случаях когда пируэт начат очень хорошо, но в конце становится слишком большим, или наоборот.
Шкала подготовки
Ритм. Постоянный и четкий ритм.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь довольно хорошо сгибается, сохраняя эластичность движений.
Контакт. Лошадь идет на внешний повод, сохраняя контакт с внутренним, но затылок не всегда остается высшей точкой.
Активность. Необходимо больше активности.
Прямолинейность. Лошадь недостаточно выпрямлена до и после пируэта. Сгибание должно быть более равномерным.
Сбор. Необходимо показать больше сбора и лучшее равновесие.
Повиновение. Нет явного сопротивления.
Точность исполнения
Исполнено слишком рано или слишком поздно. Размер пируэта довольно большой. Внутренняя задняя нога смещается в сторону, широко расставляя задние ноги. Пируэт скорее овальный чем круглый. Может быть сам пируэт исполнен на оценку “8”, но на входе и выходе лошадь явно не прямолинейна.
Шкала подготовки
Ритм. Основной ритм шага правильный, но необходимо больше свободы в плечах.
Раскрепощение и эластичность. Недостаточная эластичность сгибания и движения.
Контакт. Затылок не является высшей точкой. Небольшая напряженность в затылке, несколько свален затылок, шея зажата. Линия носа значительно впереди вертикали или за вертикалью. Слишком сильный упор во внутренний повод при недостаточно стабильном контакте с внешним.
Активность. Недостаточно активности, из-за чего шаг выглядит затрудненным.
Прямолинейность. Лошадь не всегда выпрямлена. Требуется больше сгибания.
Сбор. Необходимо показать большую степень сбора. Равновесие должно быть более уверенным.
Повиновение. Недостаточно хорошая реакция на средства управления.
Точность исполнения
Исполнено очень рано или поздно. Размер пируэта большой, или он неправильной формы.
Шкала подготовки
Ритм. Имеются небольшие нарушения ритма на последних одном-двух шагах перед пируэтом или после него. Во время пируэта ритм может быть недостаточно четким, или одна из задних ног останавливается.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь напряжена или двигается с прогнутой спиной. Хвостит или хвост поджат.
Контакт. Свален затылок. Затылок опущен, шея зажата. Лошадь упирается в повод. Контакт только с внутренним поводом.
Активность. Недостаточно активности, задние ноги вялые.
Прямолинейность. Мало сгибания. Сгибание не равномерное. Лошадь уходит плечом.
Сбор. Недостаточно сбора и равновесия, упражнение выполнено на переду.
Повиновение. Наблюдается некоторое сопротивление.
Точность исполнения
Исполнено очень рано или поздно. Лошадь исполняет скорее маленький круг, чем пируэт.
Шкала подготовки
Ритм. Ритм шага не четырехтактный или слишком затороплен/замедлен. Во время исполнения пируэта задние простаивают несколько шагов.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сильно закрепощена.
Контакт. Явное сопротивление поводу. Лошадь сильно упирается в повод. Бьет головой, сильно валит затылок. Явно идет через повод или сильно за вертикалью. Задние ноги отстают, лошадь не несет себя.
Активность. Потеря активности.
Прямолинейность. Сгибание не показано. Лошадь согнута в обратном направлении.
Сбор. Лошадь явно на переду. Потеря равновесия.
Повиновение. Явное сопротивление. Некоторая потеря контроля во время исполнения полупируэта.
Точность исполнения
Исполнено очень неаккуратно.
Шкала подготовки
Ритм. Неравномерные шаги, иноходь. Задние ноги простаивают несколько шагов в пируэте.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь все время очень напряжена.
Контакт. Лошадь не принимает повод.
Активность. Крайне вяло.
Прямолинейность. Сгибание в обратную сторону. Лошадь очень искривлена до пируэта или после него.
Сбор. Полное отсутствие сбора. Полная потеря равновесия.
Повиновение. Грубое сопротивление средствам управления, то есть отбивание задом в ответ на действие шенкеля или шпоры. Нежелание исполнять полупируэт.
Точность исполнения
Можно различить только часть упражнения.
Шкала подготовки
Ритм. Совершенно неравномерные шаги. Явная иноходь. Задние ноги стоят при выполнении пируэта.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь чрезвычайно напряжена на протяжении всего упражнения.
Контакт. Лошадь все время борется с поводом.
Активность. Полное отсутствие активности.
Прямолинейность. Чрезвычайно искривлена все время. Неправильное сгибание.
Сбор. Полное отсутствие сбора.
Повиновение. Лошадь не подчиняется, делает произвольные остановки. Грубое сопротивление, потеря контроля.
Можно различить только часть упражнения.
Упражнение невозможно различить, или но выполнено не на шагу.