При оценке менок сериями важно судить всю серию как единое упражнение, хотя лошадь и делает много менок. Менка ног в воздухе должна быть хорошо рассчитана и исполнена симметрично, необходимо выполнить точно предписанное количество перемен.
Цель исполнения перемен в воздухе:
Показать проводимость лошади, реакцию, чувствительность и подчинение средствам управления всадника при выполнении упражнения.
Основные моменты, которые учитываются при оценке:
- Качество галопа до, во время исполнения и после серии менок;
- Плавность движений и тенденция движения “в горку”;
- Желание двигаться вперед и захват пространства;
- Спокойствие, прямолинейность и равновесие;
- Сохранение ритма и темпа движения в течение всей серии;
- Правильное количество темпов в сериях;
При судействе программ, в которых в оценку за элемент кроме менки ноги включено качество собранного галопа до и после менки, даже в случае если менка не выполнена, тем не менее необходимо ставить оценку 1 или 2.
ОЦЕНКИ
Точность исполнения
Превосходное качество галопа до и после серии. Каждая из менок превосходна. Все упражнение прекрасно распределено по манежу. Правильное количество менок.
Шкала подготовки
Ритм. До выполнения серии, во время нее и после поддерживается абсолютно равномерный трехтактный галоп с хорошо выраженной фазой подвисания. Во время серии сохраняется абсолютная регулярность галопа и равномерный темп.
Раскрепощение и эластичность. Превосходная эластичность и свобода движений, движение “течет” через все тело лошади.
Контакт. Мягкий и эластичный. Лошадь идет на повод, отжевывает, затылок остается высшей точкой. Линия лба и носа слегка впереди вертикали.
Импульс. Превосходная активность задних ног, несущих лошадь. Движения пружинистые, с хорошим захватом пространства на протяжении всего упражнения.
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность до, во время и после серии.
Сбор. Великолепно выражена тенденция движения “в горку” при выполнении серии. Скакательные суставы хорошо сгибаются. Внутренняя задняя нога идет под корпус лошади, внешняя несет вес. Превосходное равновесие. Лошадь как бы слегка приседает, освобождая плечи, ее передняя часть становится легкой, шея приподнята и округлена.
Повиновение. Абсолютное желание выполнять упражнения в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Очень хорошее качество галопа до и после серии. Каждая из менок очень хорошего качества. Все упражнение прекрасно распределено по манежу. Правильное количество менок. Лошадь могла бы быть несколько лучше согнут в углах манежа перед выходом на серию.
Шкала подготовки
Ритм. До выполнения серии, во время нее и после поддерживается равномерный трехтактный галоп с хорошо выраженной фазой подвисания. Во время серии сохраняется очень хорошая регулярность галопа и равномерный темп.
Раскрепощение и эластичность. Очень хорошие эластичность и свобода движений, движение “течет” через все тело лошади.
Контакт. Лошадь идет на повод, отжевывает, затылок остается высшей точкой. Линия лба и носа слегка впереди вертикали.
Импульс. Очень хорошая активность задних ног, несущих лошадь. Движения пружинистые, захват пространства до, после и во время всего упражнения одинаковый.
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность до, во время и после серии.
Сбор. Очень хорошо выражена тенденция движения “в горку” при выполнении серии. Скакательные суставы хорошо сгибаются. Внутренняя задняя нога идет под корпус лошади, внешняя несет вес. Очень хорошее равновесие. Лошадь как бы слегка приседает, освобождая плечи, ее передняя часть становится легкой, шея приподнята и округлена.
Повиновение. Абсолютное желание выполнять упражнения в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Галоп до и после серии мог бы быть более выразительным. Каждая из менок хорошего качества. Все упражнение хорошо распределено по манежу, каждая перемена выполнена точно в тот момент когда всадник дает команду.
Шкала подготовки
Ритм. До выполнения серии, во время нее и после поддерживается равномерный трехтактный галоп с хорошо выраженной фазой подвисания. Во время серии сохраняется хорошая регулярность галопа и равномерный темп.
Раскрепощение и эластичность. Хорошие эластичность и свобода движений, движение “течет” через все тело лошади.
Контакт. Лошадь идет на повод, отжевывает, затылок более-менее остается высшей точкой. Лошадь хорошо несет себя.
Импульс. Хорошая активность задних ног, несущих лошадь. Хороший захват пространства при выполнении серии. Явно видно желание лошади двигаться вперед. Возможно, одна из перемен могла бы иметь более ярко выраженную тенденцию движения вперед, однако остальные перемены очень хорошие или отличные.
Прямолинейность. Лошадь сохраняет прямолинейность до, во время и после серии.
Сбор. Хорошо выражена тенденция движения “в горку” при выполнении серии. Скакательные суставы хорошо сгибаются. Внутренняя задняя нога идет под корпус лошади, внешняя несет вес. Очень хорошее равновесие. Лошадь как бы слегка приседает, освобождая плечи, ее передняя часть становится легкой, шея приподнята и округлена.
Повиновение. Нет заметного сопротивления. Команды всадника могли бы быть более незаметными.
Точность исполнения
Галоп до и после серии мог бы быть более выразительным. Передняя и задняя ноги меняются одновременно. Перемены хорошего качества, но не очень равномерно распределены по манежу.
Шкала подготовки
Ритм. Постоянный ритм галопа. До выполнения серии, во время нее и после поддерживается равномерный трехтактный галоп но фаза подвисания могла бы быть лучше выражена.
Раскрепощение и эластичность. Движения могли бы быть более свободными и эластичными.
Контакт. Лошадь идет на повод, отжевывает, затылок более-менее остается высшей точкой. Шея немного закорочена.
Импульс. Желательно показать больше импульса, при этом хорошо видно желание лошади двигаться вперед. Захват пространства во время серии мог бы быть более выразительным, он несколько меньше чем до и после серии. При выполнении серии лошадь немного торопится или замедляет движение.
Прямолинейность. Лошадь не совсем прямолинейна до, во время или после серии.
Сбор. Тенденция движения “в горку” при выполнении серии выражена недостаточно хорошо. Лошадь все еще демонстрирует хорошее равновесие, но внутренняя задняя нога могла бы больше подводиться под корпус лошади, а внешняя лучше нести вес.
Повиновение. Нет заметного сопротивления.
Точность исполнения
Лошадь показывает выразительную серию, но она не равномерно распределена по манежу. Или распределение равномерное, но сами перемены недостаточно выразительны. Лошадь послушна, но менки плоские (см. Одиночная менка, оценка 6).
Шкала подготовки
Ритм. Четкий трехтактный ритм галопа до и после серии, но фаза подвисания могла бы быть более выразительной.
Раскрепощение и эластичность. Заметна некоторая напряженность. Движения могли бы быть более эластичными и свободными. Ограниченная работа спины лошади.
Контакт. Немного свален затылок или затылок не является высшей точкой. Лошадь упирается в повод, шея несколько закорочена.
Импульс. Желательно показать больше импульса и захвата пространства. Галоп становится немного ленивым или заторопленным, задние ноги недостаточно активны.
Прямолинейность. Лошадь не достаточно выпрямлена или раскачивается до, во время и после серии. Сгибание шеи при выполнении перемены могло бы быть менее выраженным.
Сбор. Недостаточно подведения задних ног. Тенденция движения “в горку” выражена недостаточно. Лошадь переходит в равновесие на переду. Менки плоские, суставы задних ног не согнуты, недостаточная свобода плеч. Галоп становится затрудненным, тяжелым.
Повиновение. Заметно напряжение, явное усиление движений хвоста.
Точность исполнения
Перемены ровные, но захват пространства во время перемен очень мал, или задние ноги движутся вместе. Собранный галоп до, во время и после серии плоский и невыразительный. Серия плохо распределена по манежу.
Шкала подготовки
Ритм. Небольшое нарушение ритма галопа до, во время или после серии.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь напряжена, не хватает эластичности движений. Спина закрепощена или прогнута.
Контакт. Некоторое сопротивление поводу, затылок явно опущен, шея зажата. Лошадь идет перед поводом или линия носа явно за вертикалью. Свален затылок. Лошадь плохо “несет себя”.
Импульс. Недостаточно активности. Потеря импульса и желания двигаться вперед. Лошадь движется лениво или торопится.
Прямолинейность. Чрезмерное сгибание шеи при выполнении серии. Лошадь искривлена или раскачивается.
Сбор. Плохой сбор. Лошадь не переду. Задние ноги плохо подведены, недостаточное равновесие. Лошадь плохо “несет себя”. Лошадь широко расставляет задние ноги. Галоп плоский, затрудненный, тяжелый.
Повиновение. Наблюдается некоторое сопротивление, лошадь хвостит. Лошадь начинает нервничать до, во время или после серии. Лошадь меняет ногу до команды всадника или значительно позже нее.
Точность исполнения
Неровные перемены в серии неровные (лошадь меняет одну заднюю или переднюю ногу позже). Лошадь меняет ногу до или после команды. Плохое качество галопа до, во время и после упражнения.
Шкала подготовки
Ритм. Неровные перемены (передние и задние ноги делают перемену не одновременно). Лошадь переходит в рысь перед одной переменой серии или после нее.
Раскрепощение и эластичность. Прогнутая, закрепощенная спина. При движении и на переменах явно видно напряжение.
Контакт. Чрезмерное сопротивление поводу, затылок сильно свален, шея очень зажата. Лошадь идет перед поводом или линия носа сильно за вертикалью.
Импульс. Недостаточно импульса и желания двигаться вперед.
Прямолинейность. Лошадь искривлена или раскачивается.
Сбор. Плохой сбор. Лошадь не переду. Задние ноги плохо подведены, недостаточное равновесие. Отсутствие тенденции движения “в горку”. Плохое равновесие.
Повиновение. Сопротивление. Лошадь не подчиняется, сопротивляется средствам управления, отбивает задом в ответ на действие шпоры, уносит вперед.
Точность исполнения
Несколько неровных перемен (лошадь меняет одну заднюю или переднюю ногу позже несколько раз (крестит)). Нарушение аллюра в течение длительного времени.
Шкала подготовки
Ритм. Явное нарушение ритма галопа. Лошадь крестит на протяжении нескольких перемен.
Раскрепощение и эластичность. Совершенно закрепощенная спина.
Контакт. Лошадь не принимает повод. Сильное сопротивление поводу.
Импульс. Полная потеря энергии.
Прямолинейность. Лошадь искривлена, раскачивается и хвостит.
Сбор. Отсутствие сбора.
Повиновение. Значительное сопротивление. Неподчинение и взаимное непонимание между лошадью и всадником. Всадник пытается поменять ногу несколько раз, реакция лошади слишком запоздалая.
Точность исполнения
Неровные перемены (лошадь меняет одну заднюю или переднюю ногу позже несколько раз (крестит)). Нарушение аллюра до, после или во время перемен в течение длительного времени.
Шкала подготовки
Ритм. Явное нарушение ритма галопа. Лошадь крестит на протяжении нескольких перемен или при движении до или после серии.
Раскрепощение и эластичность. Совершенно закрепощенная спина.
Контакт. Лошадь не принимает повод. Сильное сопротивление поводу.
Импульс. Не хочет идти вперед.
Прямолинейность. Лошадь очень сильно искривлена, раскачивается и хвостит.
Сбор. Отсутствие сбора.
Повиновение. Сильное сопротивление. Лошадь крестит долгое время. Упражнение едва различимо.