1. Шаг – это марширующий аллюр, при котором соприкосновение копыт с грунтом происходит четко в четыре такта, следующих равномерно один за другим; ритм движения и отсутствие какой-либо напряженности хорошо выражены и поддерживаются в течение всей работы на шагу.
2. Если передняя и задняя ноги лошади с одной стороны отрываются от земли и ставятся почти одновременно, то шаг становится близким к иноходи. Такая неправильность шага может привести к настоящей иноходи, что является серьезным пороком аллюра.
Шаг – 4-тактный аллюр с 8 выраженными фазами (цифры в кругах отмечают такты)
3. Различают: средний, собранный, прибавленный и свободный шаг. Каждый вид шага должен четко отличаться от другого рамкой, в которую вписывается корпус лошади и степенью заступа.
3.1. Средний шаг. Четкий, равномерный и непринужденный шаг с умеренным расширением. Лошадь, оставаясь “в поводу”, идет энергично, но спокойно, шаги равномерные и четкие, копыта задних ног ставятся на землю впереди отпечатков копыт передних ног. Всадник поддерживает постоянный, мягкий и легкий контакт со ртом лошади, позволяя ее голове и шее совершать естественные колебательные движения.
Показать энергичный, раскрепощенный шаг с умеренным расширением шагов и удлинение рамки.
Основные моменты, которые учитываются при оценке:
- Равномерность и четкость четырехтактного ритма шага;
- Постоянный и легкий контакт со ртом лошади; линия носа лошади находится немного более перед вертикалью чем на собранном шагу, что позволяет лошади свободно и естественно работать шеей и головой; затылок остается высшей точкой;
- Спокойствие и эластичность; складывается ощущение что движение “течет” через все тело лошади;
- Прямолинейность и правильное сгибание на фигурах, в углах и поворотах;
- Активность шагов, свобода плеч;
- Расширение шагов; задние ноги ставятся на землю впереди следов передних ног; лошадь должна переступать примерно на два копыта;
- Постоянный темп и ритм движения;
- Четко выраженный переход в средний шаг;
- Точное и правильное исполнение фигур.
ОЦЕНКИ
Точность исполнения
Быстрый и плавный переход в средний шаг без малейшего сопротивления; видно явное различие между собранным и/или прибавленным шагом; точная езда по буквам и линиям и при выполнении фигур.
Шкала подготовки
Ритм. Движение абсолютно равномерное, ритмичное, лошадь идет спокойно, энергично; четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Полное отсутствие какого бы то ни было напряжения; лошадь сохраняет абсолютную пластичность и непринужденность движений; спина эластично работает.
Контакт. Легкий и стабильный; всадник немного подает руки вперед, лошадь слегка вытягивает шею вперед и вниз, следуя за поводом; при этом затылок остается высшей точкой.
Активность. Великолепная активность, задние ноги на протяжении всего отрезка среднего шага четко ставятся на землю впереди следов передних ног (переступает примерно 2 копыта).
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность на прямых линиях и соответствующее сгибание на кривых.
Сбор. Задние ноги полностью подведены. Лошадь сохраняет прекрасное равновесие.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Быстрый и плавный переход в средний шаг без малейшего сопротивления; езда по буквам и линиям все-таки могла бы быть точнее.
Шкала подготовки
Ритм. Движение абсолютно равномерное, ритмичное, лошадь идет спокойно, энергично; четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Полное отсутствие какого бы то ни было напряжения; лошадь сохраняет абсолютную пластичность и непринужденность движений; спина эластично работает.
Контакт. Легкий и стабильный; всадник немного подает руки вперед, лошадь слегка вытягивает шею вперед и вниз, следуя за поводом; при этом затылок остается высшей точкой. При этом линия носа остается впереди вертикали.
Активность. Очень хорошая активность, задние ноги на протяжении всего отрезка среднего шага четко ставятся на землю впереди следов передних ног (переступает примерно 2 копыта).
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность на прямых линиях и соответствующее сгибание на кривых.
Сбор. Задние ноги очень хорошо подведены.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Быстрый и плавный переход в средний шаг без малейшего сопротивления; езда по буквам и линиям могла бы быть несколько точнее, а исполнение фигур более аккуратным.
Шкала подготовки
Ритм. Движение абсолютно равномерное, ритмичное, лошадь идет спокойно, энергично; четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сохраняет абсолютную пластичность и непринужденность движений; спина эластично работает.
Контакт. Легкий и стабильный; всадник немного подает руки вперед, лошадь слегка вытягивает шею вперед и вниз, следуя за поводом; при этом затылок остается высшей точкой. При этом линия носа остается впереди вертикали.
Активность. Хорошая активность, задние ноги на протяжении всего отрезка среднего шага четко ставятся на землю впереди следов передних ног; лошадь должна переступать примерно 2 копыта, но в начале или в конце движения шагом переступание было немного разным по величине.
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность на прямых линиях и соответствующее сгибание на кривых.
Сбор. Задние ноги хорошо подведены.
Повиновение. Нет никакого сопротивления.
Точность исполнения
Недостаточно четко выраженный переход в средний шаг. Правильность исполнения фигур и точность езды по буквам могли бы быть лучше.
Шкала подготовки
Ритм. Движение абсолютно равномерное, ритмичное, лошадь идет спокойно, энергично; четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Довольно хорошая непринужденность движений и эластичность спины, но несколько шагов сразу после перехода в средний шаг или в конце среднего шага перед следующим переходом были слегка напряженными.
Контакт. Легкий, но немного нестабильный. Хотелось бы, чтобы лошадь чуть больше вытянула шею, а линия носа была чуть больше впереди вертикали.
Активность. Движение довольно активное. Задние ноги всегда четко ставятся на землю впереди следов передних ног (переступает примерно на 2 копыта), но на протяжении отрезка среднего шага были моменты когда переступание было немного разным по величине.
Прямолинейность. Лошадь не всегда прямолинейна.
Сбор. Довольно хорошее подведение задних ног.
Повиновение. Нет сопротивления, на которое следовало бы обратить внимание.
Точность исполнения
Недостаточно четко выраженный переход в средний шаг. Недостает точности в выполнении фигур и езде по буквам. Недостаточно показана разница между собранным и средним/прибавленным шагом.
Шкала подготовки
Ритм. Лошадь периодически сбивается с четкого четырехтактного ритма. Заторопленные шаги в начале, в середине или в конце отрезка среднего шага. Моментами наблюдается небольшая неравномерность шагов переда или зада.
Раскрепощение и эластичность. Кратковременная потеря непринужденности движений, временами наблюдается напряженность.
Контакт. Лошадь несколько излишне упирается в повод. Не всегда стабильный контакт. Недостаточно вытягивается шея, линия носа немного за вертикалью.
Активность. Лошадь недостаточно активна. Не всегда достаточно переступает; иногда задние ноги ставятся на землю поверх следов передних ног (след в след). Желательно показать более энергичное движение.
Прямолинейность. Лошадь искривлена или сопротивляется воздействию внутреннего/внешнего шенкеля всадника на прямых или при сгибаниях.
Сбор. Задние ноги должны быть больше подведены.
Повиновение. Нет значительного сопротивления.
Точность исполнения
Недостаточно выраженный переход в средний шаг, или переход выполнен слишком рано или поздно. Недостает правильности и точности в выполнении фигур и точности в езде по буквам. Разница между собранным и средним шагом с точки зрения расширения рамки и удлинения шага показана недостаточно.
Шкала подготовки
Ритм. Четырехтактный ритм шага выражен недостаточно четко, но при этом лошадь не идет иноходью. Заторопленные шаги. Немного неровные шаги передних или задних ног. Недостаточно энергии.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь идет недостаточно непринужденно и спокойно, есть моменты напряженности, скованности.
Контакт. Контакт недостаточно легкий и стабильный. Шея зажата, линия носа за вертикалью. Чрезмерно упирается в повод. Валит затылок.
Активность. Очень ленива; не переступает.
Прямолинейность. Почти постоянно искривлена и/или ложится на шенкель на прямых и во время сгибаний.
Сбор. Задние ноги должны быть больше подведены.
Повиновение. Был момент сопротивления.
Точность исполнения
Переход выполнен очень рано или поздно, с некоторым сопротивлением. Неточное выполнение фигур, неаккуратная езда по буквам. Почти весь отрезок среднего шага лошадь двигалась не по требуемой линии. Не показана разница между средним и собранным шагом.
Шкала подготовки
Ритм. Шаг не четко в четыре такта. Близко к иноходи. Лошадь сбивается в трот. Неровные шаги передних или задних ног.
Раскрепощение и эластичность. Нет непринужденности и спокойствия движений, лошадь очень напряжена на протяжении всего упражнения.
Контакт. Несколько раз сопротивляется поводу. Слишком сильно упирается в повод, линия носа за вертикалью. Очень сильно валит затылок.
Активность. Слишком ленива. Задние ноги ставятся на землю сзади следов передних (не доступает).
Прямолинейность. Все время очень искривлена или движется не по требуемой линии.
Сбор. Задние ноги подведены явно недостаточно.
Повиновение. Во время переходов или самого отрезка шага были моменты сопротивления.
* трот – короткая рысь
Точность исполнения
Переход выполнен слишком рано или поздно, с сильным сопротивлением. Очень неточная езда. Весь отрезок среднего шага лошадь двигалась не по требуемой линии.
Шкала подготовки
Ритм. Лошадь идет иноходью. Несколько раз сбилась в трот. Очень неровные шаги передних или задних ног.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь очень напряжена на протяжении всего упражнения.
Контакт. На протяжении всего упражнения лошадь сопротивлялась руке всадника, вырывала повод или шла за поводом.
Активность. Очень плохая активность; задние ноги ставятся на землю далеко сзади следов передних.
Прямолинейность. Все время очень искривлена или движется не по требуемой линии.
Сбор. Задние ноги подведены явно недостаточно.
Повиновение. Много сопротивления.
Точность исполнения
Переход выполнен слишком рано или поздно, с сильным сопротивлением. Очень неточная езда. Весь отрезок среднего шага лошадь двигалась не по требуемой линии.
Шкала подготовки
Ритм. Чистая иноходь. Лошадь много раз сбивалась в трот. Передние или задние ноги лошади двигаются чрезвычайно неровно.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь все время чрезвычайно напряжена.
Контакт. На протяжении всего упражнения лошадь сопротивлялась руке всадника, вырывала повод или шла за поводом.
Активность. Крайне не активна.
Прямолинейность. Чрезвычайно искривлена на протяжении всего упражнения.
Сбор. Явно не хватает подведения задних ног.
Повиновение. Очень непослушна.
Лошадь крайне непослушна. Очень сложно распознать шаг.
Вообще не было шага (весь отрезок лошадь двигалась пассажем, рысью или галопом).
3.2. Собранный шаг. Лошадь, оставаясь “в поводу”, смело движется вперед. Шея ее приподнята и округлена, при этом лошадь отчетливо «несет себя» сама. Голова лошади близка к отвесу, при этом поддерживается легкий контакт со ртом. Задние конечности подведены, скакательные суставы активны. Аллюр должен оставаться марширующим и энергичным, с правильной последовательностью перестановки ног. Каждый шаг характеризуется меньшим захватом пространства, а ноги поднимаются выше, чем на среднем шагу, потому что сгибание всех суставов более выражено. Собранный шаг короче чем средний, но в то же время более активный.
Показать равномерный, энергичный укороченный шаг с высоким поднятием ног и правильным положением головы и шеи.
Основные моменты, которые учитываются при оценке:
- Равномерность и четкость четырехтактного ритма шага;
- Постоянный и легкий контакт со ртом лошади;
- Эластичность, отсутствие напряженности;
- Прямолинейность и правильное сгибание в углах и поворотах;
- Активность и укорочение шагов; высокое поднятие ног; задние ноги ставятся на землю поверх следов передних;
- Шея приподнята и округлена; лошадь “несет себя”; линия носа чуть впереди вертикали; затылок – высшая точка;
- Постоянный темп и ритм движения;
- Четко выраженный переход в собранный шаг;
ОЦЕНКИ
Точность исполнения
Быстрый и плавный переход в собранный шаг без малейшего сопротивления; точная и аккуратная езда по буквам и линиям, правильное выполнение перемен направления, включая прохождение углов и поворотов.
Шкала подготовки
Ритм. Абсолютно равномерный, энергичный шаг, с высоким поднятием ног, четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь сохраняет абсолютную пластичность и непринужденность движений; спина эластично работает.
Контакт. Легкий и стабильный; лошадь великолепно “несет себя”. Линия носа немного впереди вертикали, затылок – высшая точка.
Активность. Великолепная активность.
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность на прямых линиях и соответствующее сгибание в углах и поворотах.
Сбор. Великолепное подведение зада. Лошадь укорачивает шаги и высоко поднимает ноги; задние ноги ставятся на землю поверх следов передних (след в след).
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Быстрый и плавный переход в собранный шаг без малейшего сопротивления. Точная езда по буквам и линиям, но повороты несколько велики, или лошадь недостаточно глубоко заходит в углы.
Шкала подготовки
Ритм. Абсолютно равномерный, энергичный шаг, с высоким поднятием ног, четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь движется абсолютно эластично и непринужденно.
Контакт. Легкий и стабильный; лошадь великолепно “несет себя”. Линия носа немного впереди вертикали, затылок – высшая точка.
Активность. Очень хорошая активность.
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность на прямых линиях и соответствующее сгибание в углах и поворотах.
Сбор. Очень активные укороченные шаги. Лошадь высоко поднимает ноги; задние ноги ставятся на землю поверх следов передних (след в след).
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Быстрый и плавный переход в собранный шаг без малейшего сопротивления. Езда по буквам и линиям могла бы быть точнее, повороты несколько велики, или лошадь недостаточно глубоко заходит в углы.
Шкала подготовки
Ритм. Абсолютно равномерный четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь эластична, совершенно нет напряжения.
Контакт. Легкий и стабильный; лошадь хорошо “несет себя”. Линия носа немного впереди вертикали, затылок – высшая точка.
Активность. Хорошая активность.
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность на прямых линиях, но лошадь могла бы лучше сгибаться в углах и поворотах.
Сбор. Хорошее подведение задних ног. Лошадь высоко поднимает ноги и укорачивает шаги. Задние ноги ставятся на землю поверх следов передних (след в след).
Повиновение. Нет никакого сопротивления.
Точность исполнения
Переход в собранный шаг мог бы быть более четким. Точность езды по буквам должна быть лучше. Повороты несколько велики, и лошадь недостаточно глубоко заходит в углы.
Шкала подготовки
Ритм. Равномерный четырехтактный ритм, но была небольшая потеря равномерности в самом начале или в конце собранного шага.
Раскрепощение и эластичность. Закрепощенности нет, но иногда наблюдается кратковременная напряженность.
Контакт. Контакт легкий, но голова могла бы быть более спокойной. Лошадь довольно хорошо “несет себя”. Линия носа в основном впереди вертикали, затылок – высшая точка.
Активность. Лошадь двигается довольно активно.
Прямолинейность. Лошадь в основном прямолинейна на прямых линиях, но должна лучше сгибаться в углах и поворотах.
Сбор. Довольно хорошее подведение задних ног и укорачивание шагов, но лошадь не всегда ставит задние ноги поверх следов передних.
Повиновение. Нет значительного сопротивления.
Точность исполнения
Переход в собранный шаг совершено недостаточно быстро. Недостаточно точная езда по буквам. Повороты слишком большие.
Шкала подготовки
Ритм. Лошадь не всегда сохраняет четырехтактный ритм. Сделано несколько неравномерных шагов в начале или в конце собранного шага. Шаги передних или задних ног не всегда достаточно равномерные. Торопливость.
Раскрепощение и эластичность. Закрепощенности нет, но иногда есть кратковременная напряженность.
Контакт. Контакт недостаточно стабильный. Лошадь иногда за поводом или немного упирается в повод. Недостаточно хорошо “несет себя”.
Активность. Лошадь должна быть более активной.
Прямолинейность. Недостаточно прямолинейна на прямых линиях, не хватает сгибания в углах и поворотах.
Сбор. Недостаточно активности. Лошадь ставит задние ноги чуть впереди или позади следов передних.
Повиновение. Очень небольшое сопротивление во время перехода в собранный шаг или во время исполнения самого собранного шага.
Точность исполнения
Переход в собранный шаг выполнен слишком поздно или слишком рано. Недостаточно точная езда по буквам. Повороты слишком большие.
Шкала подготовки
Ритм. Шаг не четко в четыре такта, но еще не иноходь. Шаги передних или задних ног иногда неравной длины. Несколько неравномерных шагов.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь двигается недостаточно непринужденно на протяжении всего отрезка шага. Лошадь шагает с прямыми передними ногами (т.н. “гусиный шаг”).
Контакт. Лошадь не всегда в поводу, в основном идет за поводом. Упирается в повод или, наоборот, контакт слишком слабый. Кратковременное серьезное нарушение контакта.
Активность. Очень лениво.
Прямолинейность. Все время немного искривлена или двигается как бы плечом внутрь. Не гнется в углах и поворотах.
Сбор. Не хватает активности. Задние ноги все время ставятся впереди или позади следов передних.
Повиновение. Кратковременное сопротивление во время перехода в собранный шаг или во время исполнения самого собранного шага.
Точность исполнения
Переход в собранный шаг выполнен очень поздно или слишком рано, с некоторым сопротивлением. Очень неточная езда по буквам. Почти весь шаговый отрезок лошадь двигалась не по линиям.
Шкала подготовки
Ритм. Недостаточно четкий четырехтактный ритм. Много иноходи. Несколько шагов трота. Шаги передних или задних ног неравномерные.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь постоянно напряжена.
Контакт. Лошадь глубоко за вертикалью или без повода. Сильно валит затылок.
Активность. Очень ленива.
Прямолинейность. Все время искривлена. В углах и поворотах шея явно согнута наружу.
Сбор. Не хватает активности. Движение очень медленное и вялое. Задние ноги либо переступают, либо не доступают.
Повиновение. Во время перехода или на самом отрезке собранного шага лошадь несколько раз сопротивлялась.
Точность исполнения
Переход в собранный шаг выполнен крайне поздно или чрезвычайно рано с сильным сопротивлением. Очень неточная езда; почти весь шаговый отрезок лошадь двигалась не по линиям.
Шкала подготовки
Ритм. Иноходь. Несколько шагов трота. Шаги передних или задних ног очень разные по длине.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь все время очень напряжена.
Контакт. Постоянно сильно за поводом или вырывает повод.
Активность. Очень неактивна.
Прямолинейность. Постоянно очень искривлена. В углах и поворотах шея явно согнута наружу.
Сбор. Полное отсутствие сбора. Очень медленно. Задние ноги постоянно сильно переступают.
Повиновение. Много сопротивления.
Точность исполнения
Переход в собранный шаг выполнен слишком рано или поздно с сильным сопротивлением. Очень неточная езда; почти весь шаговый отрезок лошадь двигалась не по линиям.
Шкала подготовки
Ритм. Чистая иноходь. Много раз сбивалась в рысь или галоп. Шаги передних или задних ног очень разные по длине.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь чрезвычайно напряжена на протяжении всего упражнения.
Контакт. Лошадь все время борется с поводом.
Активность. Явное отсутствие активности.
Прямолинейность. Чрезвычайно искривлена все время.
Сбор. Полное отсутствие сбора.
Повиновение. Очень непослушна.
Лошадь крайне непослушна. Шаг почти неузнаваем.
Вообще не было шага (весь отрезок лошадь двигалась пассажем, рысью или галопом).
3.3. Прибавленный шаг. Лошадь захватывает максимально возможное пространство, шаги остаются равномерными и не заторопленными. Копыта задних ног касаются грунта отчетливо впереди отпечатков копыт передних ног. Всадник позволяет лошади вытянуть шею и голову, не теряя, однако, контакта с ее ртом и контролируя ее затылок. Нос лошади должен быть явно впереди отвеса.
Показать энергичный, раскрепощенный шаг с максимально возможным захватом пространства и расширением шагов; шея лошади вытянута, но при этом контакт со ртом сохраняется.
Основные моменты, которые учитываются при оценке:
- Равномерность и четкость четырехтактного ритма шага;
- Захват пространства и расширение шагов; задние ноги ставятся на землю впереди следов передних ног; лошадь должна переступать более чем на 3 копыта;
- Вытягивание шеи, постоянный и легкий контакт со ртом лошади; линия носа лошади находится явно впереди вертикали, что позволяет лошади свободно и естественно работать шеей и головой;
- Отсутствие напряжения, эластичность и прямолинейность;
- Активность, энергия и свобода плеч;
- Движение “течет” через все тело лошади;
- Постоянный темп и расширения шагов;
- Четко выраженный переход в прибавленный шаг;
ОЦЕНКИ
Точность исполнения
Быстрый и плавный переход в прибавленный шаг без малейшего сопротивления; видно явное различие со средним шагом; точная езда по буквам и линиям.
Шкала подготовки
Ритм. Абсолютно равномерное, ритмичное, спокойное и энергичное движение; четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь совершенно раскрепощенная, эластичная, движение совершенно свободное, “течет” через все тело лошади.
Контакт. Легкий и стабильный; всадник немного подает руки вперед, лошадь вытягивает шею вперед и вниз, следуя за поводом; линия носа впереди вертикали.
Активность. Великолепная активность, задние ноги на протяжении всего отрезка среднего шага четко ставятся на землю значительно впереди следов передних ног; лошадь должна переступать больше чем на 3 копыта.
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность на прямых линиях и соответствующее сгибание на кривых.
Сбор. Задние ноги полностью подведены.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Быстрый и плавный переход в прибавленный шаг без малейшего сопротивления. Видно явное различие со средним шагом. Однако точность езды по буквам и линиям чуть хуже чем на оценку 10.
Шкала подготовки
Ритм. Абсолютно равномерное, ритмичное, спокойное и энергичное движение; четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь совершенно раскрепощенная, эластичная, движение совершенно свободное, “течет” через все тело лошади.
Контакт. Легкий и стабильный; всадник немного подает руки вперед, лошадь вытягивает шею вперед и вниз, следуя за поводом; линия носа впереди вертикали.
Активность. Великолепная активность, задние ноги на протяжении всего отрезка среднего шага четко ставятся на землю значительно впереди следов передних ног; лошадь должна переступать больше чем на 3 копыта.
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность на прямых линиях и соответствующее сгибание на кривых.
Сбор. Задние ноги очень хорошо подведены.
Повиновение. Лошадь абсолютно добровольно выполняет упражнение в гармонии со всадником.
Точность исполнения
Быстрый и плавный переход в прибавленный шаг без малейшего сопротивления; но езда по буквам и линиям должна быть более точной.
Шкала подготовки
Ритм. Движение абсолютно равномерное, ритмичное, лошадь идет спокойно, энергично; четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Полное отсутствие какого бы то ни было напряжения или закрепощения. Лошадь сохраняет пластичность и свободу движений; спина эластично работает.
Контакт. Легкий и стабильный; всадник немного подает руки вперед, лошадь слегка вытягивает шею вперед и вниз, следуя за поводом; линия носа впереди вертикали.
Активность. Хорошая активность, задние ноги на протяжении всего отрезка среднего шага четко ставятся на землю сильно впереди следов передних ног; лошадь должна переступать больше чем на 3 копыта, но в начале или в конце движения шагом переступание могло быть немного разным по величине.
Прямолинейность. Абсолютная прямолинейность на прямых линиях и соответствующее сгибание на кривых.
Сбор. Задние ноги хорошо подведены.
Повиновение. Нет никакого сопротивления.
Точность исполнения
Недостаточно четко выраженный переход в прибавленный шаг. Езда по буквам и линиям должна быть более точной.
Шкала подготовки
Ритм. Движение абсолютно равномерное, ритмичное, лошадь идет спокойно, энергично; четкий четырехтактный ритм шага в течение всего шага.
Раскрепощение и эластичность. Сохраняется довольно хорошая свобода движений, спина эластично работает. Но несколько шагов сразу после перехода в прибавленный шаг или в конце прибавленного шага перед следующим переходом были слегка напряженными.
Контакт. Легкий, но немного нестабильный. Хотелось бы, чтобы лошадь чуть больше вытянула шею, а линия носа была чуть больше впереди вертикали.
Активность. Движение довольно активное. Задние ноги практически все время ставятся на землю сильно впереди следов передних ног (лошадь должна переступать больше чем на 3 копыта), но на протяжении отрезка прибавленного шага были моменты когда переступание было разным по величине.
Прямолинейность. Лошадь не всегда двигалась прямолинейно.
Сбор. Довольно хорошее подведение задних ног.
Повиновение. Нет сопротивления, на которое следовало бы обратить внимание.
Точность исполнения
Недостаточно четко выраженный переход в прибавленный шаг. Недостаточно точная и четкая езда по буквам. Не показано достаточно разницы разница между средним и прибавленным шагом.
Шкала подготовки
Ритм. Лошадь периодически сбивается с четкого четырехтактного ритма. Несколько заторопленных шагов в начале, в середине или в конце отрезка прибавленного шага. Иногда наблюдается небольшая неравномерность шагов переда или зада.
Раскрепощение и эластичность.Кратковременная потеря непринужденности движений, была видна кратковременная напряженность.
Контакт. Лошадь довольно сильно упирается в повод. Не всегда стабильный контакт. Недостаточно вытягивается шея, линия носа немного за вертикалью.
Активность. Недостаточно активное и энергичное движение. Лошадь не всегда достаточно переступает.
Прямолинейность. Частично искривлена или сопротивляется воздействию внутреннего/внешнего шенкеля всадника на прямых или при сгибаниях.
Сбор. Задние ноги должны быть больше подведены.
Повиновение. Нет значительного сопротивления.
Точность исполнения
Переход выполнен слишком рано или поздно. Недостаточно четко выраженный переход в прибавленный шаг. Езда по буквам и линиям не точная.
Шкала подготовки
Ритм. Лошадь сбивается с четкого четырехтактного ритма, но при этом не идет иноходью; заторопленные шаги. Иногда шаги разной длины передом или задом.
Раскрепощение и эластичность. Движения лошади недостаточно свободны, бывают моменты когда лошадь напряжена или закрепощена.
Контакт. Контакт недостаточно легкий и стабильный. Шея зажата, линия носа за вертикалью. Чрезмерно упирается в повод. Валит затылок.
Активность. Лошадь очень вялая, нет переступания. Не хватает энергии.
Прямолинейность. Почти постоянно искривлена и/или ложится на шенкель на прямых и во время сгибаний.
Сбор. Задние ноги должны быть больше подведены.
Повиновение. Был момент сопротивления.
Точность исполнения
Переход выполнен очень рано или поздно, и с сопротивлением. Неточная езда по буквам. Почти весь отрезок среднего шага лошадь двигалась не точно по линиям. Практически не показана разница между собранным и прибавленным шагом.
Шкала подготовки
Ритм. Шаг не четко в четыре такта. Много иноходи. Лошадь сбивается в трот. Передние или задние ноги делают шаги разной длины.
Раскрепощение и эластичность. Свобода движений отсутствует, лошадь очень напряжена на протяжении всего упражнения.
Контакт. Лошадь неоднократно сопротивляется поводу. Трясет головой. Линия носа за вертикалью, сильно упирается в повод.
Активность. Слишком лениво двигается. Задние ноги ставятся на землю сзади следов передних (не доступает).
Прямолинейность. Все время очень искривлена или движется не по требуемой линии.
Сбор. Задние ноги подведены явно недостаточно.
Повиновение. Во время переходов или самого отрезка шага были моменты сопротивления.
Точность исполнения
Переход выполнен слишком рано или поздно, с сильным сопротивлением. Очень неточная езда по буквам и линиям. Нет разницы между собранным и прибавленным шагом.
Шкала подготовки
Ритм. Чистая иноходь. Несколько раз сбилась в трот. Очень неровные шаги передних или задних ног.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь очень напряжена на протяжении всего упражнения.
Контакт. На протяжении всего упражнения лошадь стремится вырвать повод или идти за поводом.
Активность. Активность очень низкая; задние ноги ставятся на землю позади следов передних (не доступают).
Прямолинейность. Все время искривлена или почти весь отрезок идет не по линиям.
Сбор. Явно не хватает подведения зада.
Повиновение. Много сопротивления.
Точность исполнения
Переход выполнен слишком рано или поздно, с сильным сопротивлением. Очень неточная езда. Почти весь отрезок прибавленного шага лошадь двигалась не по требуемой линии.
Шкала подготовки
Ритм. Чистая иноходь. Много сбоев в рысь или галоп. Шаги передних или задних ног чрезвычайно разные по длине.
Раскрепощение и эластичность. Лошадь чрезвычайно напряжена на протяжении всего упражнения.
Контакт. Лошадь все время стремится вырвать повод или идти за поводом.
Активность. Крайне не активна.
Прямолинейность. Чрезвычайно искривлена на протяжении всего упражнения.
Сбор. Явно недостаточно подведения задних ног.
Повиновение. Очень непослушна.
3.4. Свободный шаг. Это аллюр для отдыха, на котором лошади позволяется полностью вытянуть и опустить шею с головой. Степень захвата пространства и длина шагов, с отчетливой постановкой задних копыт впереди отпечатков передних, являются обязательным качеством свободного шага.
Показать сохранение естественной равномерности, свободу, расширение рамки и непринужденность движений, спина лошади эластично растягивается, а голова и шея тянутся вперед и вниз.
Основные моменты, учитываемые при оценке:
- Равномерность и четкость четырехтактного ритма;
- Захват пространства и расширение шагов; задние ноги ставятся на землю значительно впереди передних ног; лошадь должна переступать больше чем на 3 копыта;
- Вытягивание шеи и головы вперед и вниз;
- Свобода и непринужденность движений, эластичность и прямолинейность;
- Активность, энергия и свобода плеч;
- Движение “течет” через все тело лошади;
- Постоянство ритма, темпа и ширины шагов;
- Переход в свободный шаг.
Принципы выставления оценок за свободный шаг почти такие же, как за прибавленный шаг, за исключением контакта, который не важен для свободного шага.
3.5. Следование за длинным поводом. Это упражнение дает четкое представление о “проводимости” лошади и демонстрирует степень ее гибкости, равновесия, подчинения и расслабленности. Чтобы правильно выполнить данное упражнение, всадник должен отпустить повод так, чтобы лошадь постепенно “растянулась”, вытянув голову и шею вперед и вниз. Рот лошади должен, приблизительно, достичь горизонтальной линии, проходящей на уровне плече-лопаточного сустава. При этом должен сохраняться постоянный мягкий контакт с рукой всадника. Ритм аллюра должен оставаться неизменным, плечи лошади двигаться свободно, а задние ноги быть хорошо подведенными. При укорочении повода лошадь должна принимать контакт без сопротивления ртом или в затылке.