Классическая подготовка: поговорим о полуодержке

Sarah Warne, Eurodressage

Ранее, с помощью нескольких топ-всадников и тренеров по выездке, я попыталась дать определение выездке. Теперь я хочу показать величайшее оружие выездкового всадника, характерную черту его работы в седле – полуодержку. Она уникальна от всадника к всаднику, и это не что-то такое, что было бы легко описать в теории и выучить, этому нужно научиться, почувствовав ее разными способами на разных лошадях, до тех пор пока вы не поймаете этот «ага!»-момент.
Для известного британского всадника-олимпийца и тренера Карла Хестера полуодержка – это напряжение спины, одержка и ее прекращение, которые должны выполняться в рамках одного шага и у топ-всадника дожны быть совершенно незаметны. «Первое, о чем вы должны думать, думая о полуодержке – что она должна быть невидима для тех кто на вас смотрит, что конечно проще сказать, чем сделать,», говорит Карл. «Я обычно делаю полуодержки перед каждым переходом в тесте, чтобы сбалансировать лошадь при подготовке к следующему движению».

На более ранних этапах подготовки может быть нужно перебалансировать лошадь чаще, но, как считает Карл, к тому моменту как лошадь достигает уровня Большого Приза – она должна уметь самостоятельно поддерживать равновесие между упражнениями: «Когда вы едете на большепризной лошади – полуодержки должны применяться только на переходах, так что всадник делает ровно столько полуодержек, сколько переходов в схеме, и хорошо подготовленная лошадь должна самостоятельно поддерживать равновесие когда вы просто едете рысью по длинной стенке, без необходимости постоянной поддержки от всадника», говорит он.
Уверенный что полуодержка уникальна у каждого всадника, Карл верит что некоторые люди могут делать ее незаметно, и некоторые нет – в зависимости от баланса и физической подготовки всадника.

«К примеру, всадникам с длинным корпусом сложнее делать полуодержку незаметно, но если всадник обладает эффективной полуодержкой – визуально у лошади ничего не меняется во время перебалансирования, особенно длина рамки. Всадникам, не обладающим эффективной полуодержкой, приходится использовать повод и результатом является нарушение ритма или закорачивание шеи лошади».

Искусство незаметной полуодержки, согласно Карлу, заключается не только в незаметности воздействий всадника, но и в том что нет никаких заметных изменений в движении лошади, особенно в длине ее рамки и шее.

Так что, если полуодержка должна быть незаметной, что же должно достигаться с ее помощью?
«Задача полуодержки – не только сбалансировать лошадь, но также потребовать от нее принять больше веса на задние ноги,» объясняет Хестер. «Естественно, некоторым лошадям нужны боле активные полуодержки, и это зависит от реакции лошади на железо. Некоторые лошади очень чуткие на рот, и им требуются более легкие полуодержки и больше посыла вперед от всадника, у других более плотный контакт и всаднику может потребоваться больше полуодержек чтобы облегчить лошади перед.»
Согласно Карлу, главная роль полуодержки в выездке – это улучшение качества переходов, и что полуодержка не должна использоваться таким образом чтобы удерживать лошадь за поводом.

«Если полуодержка всадника неэффективна – то вы увидите закорачивание шеи, тогда как всадник с эффективной полуодержкой выполняется моментально, без потери импульса движения вперед и рамки,» говорит он. «Полуодержка должна быть выполнена в течение половины шага, и искусство полуодержки, таким образом, состоит в том чтобы выполнять переходы от прибавленных движений к сбору без какого-либо изменения ритма движения лошади».

Для немецкой олимпийской всадницы Ингрид Климке полуодержка – это всадник садится глубже в седло и делает глубокий вдох. «Прижмите ваши ноги и активизируйте задние ноги лошади, чтобы она работала больше под свой центр тяжести, и после этого сожмите оба кулака, не одерживайте лошадь, а просто сожмите их».
Соглашаясь с тем что полуодержка уникальна у каждого всадника, Ингрид верит что хотя всадники различаются также как и лошади, но каждый всадник должен научиться правильно делать полуодержку – при помощи посадки и положения корпуса, а не поводьев. «Полуодержка – самое важное управляющее воздействие и необходима для всех упражнений, если у вас получается выполнять такие незаметные воздействия на лошадь. Она нужна вам прежде всего остального, так как полуодержка первым делом говорит лошади «Внимание, что-то сейчас поменяется, сядь на задние ноги, сбалансируйся чтобы быть готовым к тому что я потребую», говорит она.

Ингрид верит что без полуодержки не будет связи зада и переда лошади, и всадник не сможет ничего добиться правильным образом. «Я обычно делаю полуодержку каждый второй шаг, если чувствую что что-то в движении лошади меняется или мне требуется ее поддержать.»

Зная, что полуодержка – это чувство, которое необходимо развивать, Ингрид говорит что недостаточно научиться делать полуодержку верхом, всадник должен понять ее в теории, ее роль и практиковаться в ее выполнении не только в седле. «Первым делом нужно понять теорию полуодержки. Потом – сядьте на стул и попробуйте ее выполнить. И в конце концов попробуйте сделать ее на лошади, которая правильно реагирует на полуодержку, чтобы почувствовать как именно лошадь должна на нее реагировать», добавляет Климке.
С точки зрения молодости, 20-летняя итальянская всадница Арианна Петрончини все еще на пути к правильной полуодержке и не чувствует что она может описать этот термин также хорошо как Изабель Верт, но у нее есть несколько идей на этот счет.

«Когда я делаю полуодержку, я пытаюсь перенести вес лошади больше на ее задние ноги, таким образом я могу облегчить ей перед и я чувствую что она смягчается в руке, оставаясь в контакте. После полуодержки, ей легче нести себя. Она находится в лучшем равновесии и больше двигается «в горку», говорит Арианна.
При помощи полуодержки Арианна добивается от лошади внимания к тому что она требует от нее, и, вторя Климке, верит что это как бы говорит лошади, «Эй, внимание, я хочу от тебя чего-то». «Я думаю что у каждого всадника свой способ выполнения полуодержки, обусловленный также типом лошадей на которых он едет. Есть всадники которые больше используют руку, чем ногу, и наоборот, но мое мнение таково что если я хочу чтобы лошадь работала в действительно легком контакте я должна меньше использовать руку и больше ногу.»

Твердо убежденная что полуодержка очень важна для выездки, Арианна говорит что когда вы работаете по схеме, важно готовиться к каждому упражнению, и полуодержка является способом делать именно это. «Без нее вы попадаете в упражнение без подготовки, ставя вашу лошадь в сложное положение, требуя чтобы она таким образом выполняла ваши команды. К примеру, она не сделает хорошего плеча внутрь если вы не подготовите его в углу, пересадив ее на зад полуодержкой.»

Полуодержка в выездке – способ сбалансировать лошадь, увеличить импульс, напомнить лошади, оживить и активизировать ее, и способ вернуть внимание лошади обратно к работе. Однако, мы все еще видим множество всадников которые вместо того чтобы оттачивать полуодержку при помощи посадки – натягивают поводья, все больше и больше закорачивают шею лошади до тех пор пока она не согласится чтобы ее тащили по боевому полю.

Что в этом случае происходит – всадник пытается сделать полуодержку до того как сам правильно сядет на лошади, и в результате должен компенсировать собственное отсутствие равновесия за счет одновременного использования ноги и повода, требуя от лошади большей активности и таким образом загоняя лошадь в ловушку, и силой заставляя ее подчиниться.

Полудержка не будет работать если у всадника нет сбалансированной посадки, и не будет эффективна если всадник зажат и не может почувствовать что делает лошадь. Основная проблема, которую мы видим на боевом поле – это люди которых заставляли делать полуодержки когда они еще были жесткими и зажатыми, и их лошади не чувствовали работы спины всадника и сильнее вкладывались в руку.

Нуно Оливейра не использовал термин «полуодержка», но знал что всадник должен со временем учиться использовать посадку, спину, дыхание и свои ощущения, чтобы направлять лошадь. «Используйте руки и ноги скупо, и поддерживайте равновесие [лошади] через свою посадку» Н. Оливейра (1998, 33).

Чтобы упрочивать искусство легкости – всадник должен быть способен поддерживать и балансировать эту легкость при помощи эффективной и незаметной полуодержки, и до тех пор пока всадник не может делать это эффективно, как замечает Ингрид: «Нет полуодержки – нет выездки!»

Добавить комментарий